+7 (495) 637 77 03

+7 (495) 637 75 96

EN

Пресса


ИТОГИ

Ступенька к олимпу

Евгений Белжеларский

2 июня 2008

В Светлановском зале ММДМ состоялась церемония закрытия II Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской

Конкурс на этот раз посвящен Мстиславу Ростроповичу, чье незримое присутствие явно ощущалось в зале: ведь и он тоже был вдохновителем начинания, затеянного и осуществленного Галиной Вишневской. Конкурс задумывался как своего рода трамплин для молодых талантов. Опера сегодня подвержена новациям и порой чревата такими режиссерскими выдумками, от которых исполнителей бросает то в жар, то в холод. Только в одном она по-прежнему консервативна: попасть на вершину оперного олимпа просто так, за одни лишь вокальные данные, порой ой как непросто. Молодым певцам приходится преодолевать настоящую полосу препятствий. Тут предрассудки, зависть, боязнь конкуренции. Кому-то легче, кому-то сложнее. В общем, как везде. Замысел Галины Вишневской — помочь молодежи преодолеть первые трудности — меценатство в лучшем смысле этого слова. Прекрасная оперная певица (кто же не помнит партию Татьяны в ее исполнении на сцене ГАБТа!) решила распорядиться своим именем, авторитетом и доверием мировой музыкальной элиты наилучшим способом — для продвижения талантов. Цель — не дать затеряться в безвестности тем, кто достоин подмостков лучших сцен мира.

Первая часть, как водится, была сугубо официальной. Лауреатов конкурса поздравил министр культуры Российской Федерации Александр Авдеев, на сцену вынесли памятные символы, медали и дипломы. Ну а во втором отделении лауреаты показали, на что они способны. Баритон из России Роман Бурденко, солист Михайловского театра Санкт-Петербурга, получил первую премию (и с ней 450 000 рублей). Его исполнение партий из «Паяцев» и «Пиковой дамы» было безупречным. И если в прошлом году пение победителя, баса Алексея Тихомирова, вызвало восхищенно-шутливый шепоток: «Шаляпин!» — то по адресу Романа можно было бы шептать: «Тито Гобби!» Кстати, Бурденко не так давно стал победителем Первого международного конкурса баритонов имени Павла Лисициана.

Хорошо смотрелись и другие лауреаты: баритон Эльчин Азизов, тенор Алексей Саяпин, меццо-сопрано Александра Ковалевич, меццо-сопрано Анна Горячева… Особенно хочется подчеркнуть, что жюри уделяет внимание не только технике, но и артистизму вокалистов, так сказать, нюансировке в подаче. При таком подходе к делу певец никогда не станет бездушным механизмом для капризов режиссера, мнящего себя концептуалистом, но не способного объяснить себе (не то что зрителю) разницу между Станиславским и Брехтом или двумя частями «Фауста».

Предполагается, что в идеале победители конкурса могут рассчитывать на ангажемент лучших оперных домов, от «Ла Скала» до «Метрополитен». Насколько выполнима эта задача-максимум, судить не берусь. Но большинство лауреатов первого «призыва», выбранных два года назад, на судьбу не жалуются. Лауреаты новой волны также на это рассчитывают. Ведь гарантами их талантов и профессиональной выучки в оперном мире выступает наряду с Галиной Павловной представительный состав жюри. Это Томаш Батор и Мауро Тромбетта из Будапештской и Римской опер, Бред Джарретт (Опера Квинслэнд) и Кристина Феррари (театр Карло Феличе в Генуе). А также знаменитые певицы Мими Курци, Ирина Богачева, глава оперного агентства Stagedoor Анджело Габриелли, немало сделавший для карьеры теперь уже хорошо известной в России Рене Флеминг (американка, кстати, вот-вот снова пожалует к нам). И, наконец, дирижер Юджин Кон, аккомпанировавший самой Марии Каллас, а теперь, на московском конкурсе, лауреатам в сопровождении оркестра «Русская филармония».