+7 (495) 637 77 03

+7 (495) 637 75 96

EN

Пресса


"Ревизор.ру"

Премьера «Джанни Скикки», единственной комической оперы Джакомо Пуччини, в Центре оперного пения Галины Вишневской

Елена Алексеева

9 декабря 2022

Центр Оперного Пения Галины Вишневской представил новую постановку одноактной оперы «Джанни Скикки» итальянского композитора Джакомо Пуччини на либретто Джакомо Форцано по мотивам ХХХ песни «Ада» из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Режиссер – Михаил Сабелев, дирижер-постановщик – итальянский маэстро Марко Боэми, сценография и костюмы Ирины Сид. Художник по свету – Константин Рожков. Художественный руководитель – заслуженный деятель РФ Ольга Ростропович.

Художественный руководитель ЦОП им. Г. Вишневской Ольга Ростропович для работы над новым спектаклем пригласила молодого режиссера Михаила Сабелева, лауреата IV Международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-Опера» и знаменитого итальянского дирижера маэстро Марко Боэми (Италия). Юмористическая концепция жанра «Джанни Скикки» с присущими ей сценическими аксессуарами оперы-буффа вылилась у создателей спектакля в милую комедию дель арте, узнаваемую, но не лишенную оригинальности и свежести взгляда на предложенную ситуацию. Эта свежая новизна режиссерского прочтения ненавязчиво проступала в сценической визуализации на протяжении всего акта, подкупая легкостью и живостью восприятия.
«Джанни Скикки» входит в триптих трех одноактных опер Пуччини – «Плащ», очень редко исполняющаяся «Сестра Анджелика» и последняя «Джанни Скикки». В основе сюжета положен случай, произошедший во Флоренции в 1299 году. Джанни Скикки – исторический персонаж, плут и обманщик, живший в эпоху Данте, провинциал, разбогатевший во Флоренции. Опера отсылает к традиции вердиевского «Фальстафа» и замыкает развитие оперы-буфф в целом. Итальянец Пуччини, делая оммаж своим великим соотечественникам, в XX веке подводит черту в богатой истории итальянской комической оперы, так сказать, опуская занавес этого жанра.
Премьера «Джанни Скикки» состоялась на сцене нью-йоркского театра Метрополитен-опера в декабре 1918 в один вечер с двумя другими частями цикла. Именно «Джанни Скикки» из оперного триумвирата принесла Пуччини композиторский успех.  Богатство и красоиа мелодического начала, блеск ансамблевых номеров, симфоничность партитуры обеспечили любовь публики и интерес крупнейших оперных домов мира, имеющих по сей день в своем репертуаре «Джанни Скикки», единственную оперу-буффа в наследии Пуччини.
В 1976 году прошла российская премьера оперы в Ленинградском государственном академическом Малом театре оперы и балета. В 2002 году новую постановку осуществил Камерный музыкальный театр в Москве под руководством великого оперного режиссера Бориса Покровского. Мариинский театр сегодня также имеет в своей афише «Джанни Скикки».
Общее впечатление от новой работы команды ЦОПа осталось весьма симпатичным. Оно зиждилось на органичном сочетании внешней красоты сценографии, костюмов, хорошей работы со светом и режиссерско-исполнительской реализацией задуманного. Михаил Сабелев, считающий себя учеником Римаса Туминаса и Ивана Поповски, несмотря на то, что использовал много известных приемов ситкома, умело обновил их конкретикой детальных характеристик. Выглядело это не затертыми клише, а, соответствуя эмоциональному настрою каждого персонажа, индивидуальной находкой каждого образа. Артисты тоже постарались и демонстрировали неплохую драматическую игру, характерность своих масок.
Музыка Пуччини очаровательна. Самые красивые мелодии оперы звучат гимном славы прекрасной Флоренции. Партитура изобилует ансамблями, выразительными и динамичными речитативами. Чего только стоит хит мировой оперной сцены Ария Лауретты “O mio babbino care” – одна из самых популярных арий, обожаемая публикой, визитная карточка многих сопрано. Режиссерское решение исполнения этого номера оказалось интересным и запоминающимся. Свет был сосредоточен на героине (Лауретта – Аиза Фазлиева), а остальные участники мизансцены в теневой части пространства в замедленном действии изображали драку наследников с хитроумным пройдохой Джанни Скикки (Георгий Синаревский).
Энергичный и темпераментный мастер дирижерского жеста маэстро Марко Боэми вел солистов чутко, обеспечивая ансамблевость вокалистов, разнообразие звучания партитуры и собранность оркестровой игры. Все участники процесса получали необходимый посыл итальянского драйва от дирижера. По окончании действа в неиссякаемом настрое южной энергетики, солнечной улыбчивости и удовольствия от только что сделанного маэстро выбежал на сцену для финальных поклонов.
Премьера нового спектакля «Джанни Скикки» команды ЦОПа — это только  первая попытка сценически родиться. Необходимо еще время, чтобы обрести плоть и кровь на публичных подмостках, впеться и вжиться исполнителям, прочувствовать композиторский стиль Пуччини.