Завершил свою работу IV Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской. Мероприятию шесть лет, но к нему с самого начала были прикованы взгляды как российской, так и мировой музыкальной общественности. Явление это действительно уникальное. Ведь, как известно, путь певца к мировому олимпу тернист и на нем немало препятствий, далеко не всегда связанных с музыкой и честной профессиональной конкуренцией. Благодаря Галине Павловне Вишневской, основавшей этот конкурс, появилась возможность поддержать талант в начале творческого пути, чтобы он не затерялся в толпе. Поэтому организаторы конкурса стремятся отобрать среди молодежи потенциальных звезд и дать им возможность выступить на большой сцене.
Конкурс проходит каждые два года в три тура (с предварительным прослушиванием по видеозаписям) и всегда вызывает неподдельный интерес. В программе оперный репертуар, но это не только состязание диапазонов и тембров. И даже высокая техника — условие, важное для участия, но отнюдь не единственное. Ведь оперная партия не просто партитура. От конкурсантов помимо хорошей фразировки ждут умения строить и представлять сценический образ. Четвертый по счету конкурс проходил в Центре оперного пения знаменитой певицы и на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. В этом году, как и прежде, в поле зрения жюри, критики и публики оказалось немало ярких индивидуальностей, боровшихся за победу.
Программа заключительного вечера была построена не совсем обычно. В первом отделении девять финалистов исполнили по два вокальных номера: один из русского оперного репертуара, другой из мирового на языке оригинала. В перерыве представительное международное жюри (в его состав входили профессор Санкт-Петербургской консерватории Ирина Богачева, солист Большого театра Бадри Майсурадзе, дирижер Михаил Юровский, руководители европейских оперных театров) удалилось на совещание. Но и зрители не остались без дела. В фойе установили урны для зрительского голосования с фотографиями финалистов, куда все желающие могли кинуть желтый бюллетень за своего фаворита. Прозрачность выборов была гарантирована.
Таким образом нашел своего обладателя приз зрительских симпатий. Его удостоился тенор Станислав Мостовой, которого зрители даже окрестили будущим Козловским. Еще один специальный приз — за исполнение русского репертуара — получил тенор Николай Ерохин.
Главные позиции в списке победителей распределились следующим образом. Первую премию среди женщин жюри приняло решение не вручать. Вторую премию получила сопрано Анастасия Кикоть, третью — меццо-сопрано Юлия Мазурова. Первая премия среди мужчин осталась за баритоном Борисом Пинхасовичем, вторую получил бас Руслан Розыев, третью — тенор Станислав Мостовой. Все лауреаты имеют российское гражданство. Некоторые из них — студенты консерватории, кое-кто выступает в оперных труппах. Денежный эквивалент премии составляет: 450 000 рублей за первое место, 210 000 рублей за второе и 150 000 рублей за третье.
В ходе оглашения лауреатов появилась хорошая новость. Гость конкурса и член жюри, артистический директор Международного конкурса «Голоса Верди» (Voci Verdiane) Кристина Феррари заявила, что обладатели первого и второго мест уже сейчас могут рассчитывать на участие в полуфинале «Голосов».
Не секрет, что представители русской оперной школы востребованы всеми мировыми оперными площадками. Хворостовский, Нетребко, Гулегина, Бородина — перечислять можно долго. Разумеется, очень важно, чтобы позиции наших певцов на мировой сцене сохранялись. И оперный конкурс Галины Вишневской тоже решает эту задачу.