Одним из ярких событий прошедшего музыкального фестиваля П. И. Чайковского стал гала-концерт солистов Центра оперного пения под руководством Галины Вишневской, устроителем которого стал фонд «Наше наследие». Это был вечер, посвященный музыке Чайковского, звучали сцены и арии из его опер. Поскольку свой путь в оперном искусстве Галина Вишневская начала с партии Татьяны в опере «Евгений Онегин», этой же партией она и окончила свой сценический путь, спев партию Татьяны в парижской «Гранд-опера». А в Ижевске публика аплодировала воспитанникам Галины Павловны – Марии Пахарь, Алине Шакировой, Сергею Плюснину, Олегу Долгову, Алексею Тихомирову и другим.
В Центре оперного пения, созданном легендарной примой оперной сцены пять лет назад, учатся молодые талантливые певцы из России и других стран, имеющие профессиональное музыкальное образование. Каждый из них, поступивший сюда по результатам сложного творческого конкурса, занимается по индивидуальной программе, рассчитанной на два года. За время обучения молодые певцы готовят четыре или более ведущие партии из мирового оперного репертуара. С ними работают лучшие профессора вокального искусства и высокопрофессиональные концертмейстеры, дирижеры, режиссеры, преподаватели сценического движения и танца, актерского мастерства, иностранных языков. Свой богатейший опыт на ежедневных занятиях передает своим ученикам основатель и художественный руководитель центра Галина Вишневская, несмотря на почтенный возраст, занимается она со студентами каждый день с одиннадцати до трех. И в Ижевске должен был пройти мастер-класс с участием Галины Павловны, но приехать она не смогла – умер Мстислав Ростропович. Впрочем, мастер-класс все-таки состоялся, провели его преподаватели центра, а по итогам прослушивания солист Театра оперы и балета Удмуртской Республики Иван Ардашев сможет пройти обучение в центре Галины Вишневской.
И это не первый ижевчанин, которому посчастливилось пройти двухгодичную вокальную стажировку у известной оперной певицы. В прошедшем гала-концерте, например, принимала участие ижевчанка Мария Пахарь. В свое время она окончила музыкальное училище, Казанскую консерваторию по классу фортепьяно и Уральскую консерваторию, где училась петь. Потом попала на ярмарку певцов в Екатеринбурге и была приглашена в Центр оперного пения Галины Вишневской.
— Уметь петь – это еще не все, что нужно для работы в театре, — говорит Мария Пахарь, — надо быть актером на сцене. Зачастую сценической подготовки в консерватории не хватает. Поэтому центр и создан для того, чтобы певцы научились быть артистами, были готовы к профессиональной оперной сцене. В центре очень интересный курс обучения – мы и поем, и танцуем, и занимаемся французским и итальянским языками. Все здесь серьезно и по-настоящему. Учиться у Галины Павловны не так уж и сложно, но поначалу страшно всем. Входят в класс – и не могут совладать с дыханием, многие плачут. Галина Павловна жестка в оценках, но она безмерно талантливый человек, интересный педагог, может всецело проникнуть в студента и отдать ему все, что она накопила, весь свой бесценный творческий опыт. При этом и от нас многое требуется, причем помимо таланта. Нельзя опаздывать на занятия, пропускать репетиции, поблажек ни для кого нет. Чтобы учиться у Вишневской, нужно очень много работать.
За несколько лет своего существования вокальная школа Галины Вишневской смогла обрести статус полноценного сценического практикума. Учиться у Вишневской весьма престижно и интересно, главное при этом быть готовым к долгому и изнурительному труду. Сама Галина Павловна часто сетует, что в России низкая профессиональная подготовка певцов. Голосов много, а петь некому. И надо постараться исправить ситуацию. Вопрос только как? Ведь Вишневская – одна.