За короткий срок фестиваль успел стать одним из самых важных на музыкально-исторической карте Петербурга. Он основан на верности делу и деятельном сохранении традиций, которое демонстрируют при создании событий педагоги и все сотрудники Центра оперного пения на Остоженке, на памяти, которая жива в воспитанниках Галины Павловны. Она и ее супруг Мстислав Ростропович, изгнанные из СССР, вернулись в страну, чтобы поделиться с потомками опытом, построив уникальный центр на Остоженке, успевший в короткие сроки выпустить множество молодых певцов, покоривших оперные сцены мира. Список благотворительных проектов Ростроповича, собранный для выставочной экспозиции в его музее в Оренбурге, где юный музыкант провел несколько лет в эвакуации, поражает воображение. В Петербурге, где, кажется, всегда жила душа Галины Вишневской, супруги создали музеи-квартиры Шостаковича и Мусоргского, которые до сих пор находятся лишь в частном ведении, куда не имеет доступа обычная публика.
В этом году фестиваль Галины Вишневской привез для петербуржцев не только два концерта в Большом зале Филармонии и особняке Половцева, но и два спектакля в Эрмитажном театре – «Иоланту» Чайковского и «Риголетто» Верди. Концерт в Филармонии открылся вступлением к «Пиковой даме» Чайковского. В годы расцвета карьеры в Советском Союзе Галина Вишневская стала, без преувеличения, лучшей Лизой. Но одни из лучших Лиз современности Елена Стихина и Ирина Морева, воспитанные в Центре оперного пения, оказались далеко от места фестивальных событий. Зато мы услышали великолепную, с большим апломбом сыгранную Графиню в исполнении Юлии Герцевой, которая сумела вылепить образ завораживающего миража прошлого. Певица смело играла в старуху-аристократку, пользуясь вокальными красками. Во втором отделении она показала краски совсем другие – обольстительной Далилы в ее знаменитой третьей арии.
Балладу Томского о подвигах и славе молодой Графини спел баритон Эльчин Азизов, который по окончании концерта пустился в очень теплые воспоминания о том, как Галина Павловна наставляла их на путь истинный после каждого прослушанного спектакля, на каждой репетиции. Фестиваль привез с собой оркестр Центра оперного пения, которому невероятно повезло впервые выступить с маэстро Артемом Абашевым. Тенор Алексей Татаринцев восхитил своим безупречным бельканто в предсмертной арии Эдгардо из «Лючии ди Ламмермур» и особенно в романсе Неморино из «Любовного напитка» Доницетти. Его владение линией, интонацией, звуком, феноменальной ровностью инструментального голосоведения покоряло и в арии Рудольфа Che gelida manina из «Богемы» Пуччини.
Сопрано Елизавета Кулагина выбрала две контрастные арии – выходную Сильвы из «Княгини чардаша» и соло Магды из «Ласточки» Пуччини, восхитив сиянием тембра и красотой артикуляции.
Главным же открытием вечера стала сопрано Валентина Правдина, которая исполнила сложнейшую арию Чио-Чио-сан из «Мадам Баттерфляй» Пуччини. И в арии Леоноры D’amor sull’ali rosee и ее финальном дуэте с графом ди Луна (Эльчин Азизов) молодая сопрано демонстрировала ту высочайшую планку культуры оперного пения, за которую всегда ратовала Галина Вишневская.