Лауреаты конкурса Вишневской поразили зал безупречностью своих вокальных способностей
Галины Вишневской нет с нами уже почти три года, но было очень непривычно не видеть ее на почетном месте в директорской ложе Большого зала Филармонии. По заведенной традиции, почти все петербургские гастроли молодых солистов ее Центра оперного пения сопровождались визитом и самой Галины Павловны. В этом покровительственном жесте чувствовалось не столько педагогическое, сколько, кажется, материнское желание заботиться о своих питомцах и быть в курсе их успехов.
Сегодня эту «материнскую» функцию переняла дочь – Ольга Мстиславовна Ростропович, ставшая художественным руководителем Центра оперного пения в Москве на Остоженке, 25. Галина Вишневская жила делами и заботами центра, в котором находились и классы, и камерный театр, и ее квартира, откуда она ежедневно приходила на занятия и спектакли. Утопическая идея театра-дома в этом случае стала реальностью. В центре завелся и «домашний» режиссер – македонец Иван Поповски, осуществивший там несколько постановок. Своим примером Галина Павловна на деле демонстрировала понятие школы, вокальной породы, которую передавала ученикам.
Способность нести традиции школы и показали участники концерта центра в Большом зале Филармонии лауреаты конкурса разных лет. Филармония дала им в качестве аккомпаниатора свой первый – темиркановский – оркестр, дирижировал которым маэстро Петер Феранец.
Трое из семерых участников концерта были петербуржцами, выпускниками нашей Консерватории – колоратурное сопрано Светлана Москаленко (ученица Тамары Новиченко), меццо-сопрано Олеся Петрова и баритон Борис Пинхасович (ученики Ирины Богачевой).
Между московской школой Галины Вишневской и петербургской – Ирины Богачевой несколько лет назад возникла крепкая дружба, заключавшаяся в том числе в регулярных обменных гастролях молодых исполнителей. Петербургская и московская примадонны несколько раз также «обменно» участвовали и в жюри своих именных вокальных конкурсов, у каждого из которых своя особенность.
Лирико-колоратурное сопрано Светлана Москаленко сначала в арии с колокольчиками из «Лакме» Делиба – гипнотизирующими колоратурами в верхнем регистре, а во втором отделении – славянской задушевностью и теплотой в арии Марфы из «Царской невесты» Римского-Корсакова. Солист Михайловского театра Борис Пинхасович – артистизмом, стремлением выложиться на сто процентов, чеканным словом в арии Елецкого из «Пиковой дамы» Чайковского.
Петра Ильича Чайковского в год 175-летия со дня его рождения на этом концерте уважили, представив внушительный блок арий и дуэтов из его опер. Сопрано Анастасия Привознова, в тембре которой чувствовалось сходство с тембром самой Вишневской, подкупала добротностью и бесстрашием вокала, умиляя несколько старомодным обаянием. Тенор Олег Долгов поначалу насторожил неопределенностью художественных намерений, но на победительной арии Калафа из «Турандот» Пуччини убедил зал, получив в ответ шквал оваций. Бас Руслан Розыев оказался ярче в песне Галицкого из «Князя Игоря» Бородина, чем в куплетах Мефистофеля из «Фауста» Гуно.
На роль героини вечера претендовали две юные дивы – сопрано Ирина Морева и меццо-сопрано Олеся Петрова. Организаторы концерта, возможно, решили пофантазировать на тему гипотетического дуэта их учителей – Галины Вишневской, которая пела Аиду, и Ирины Богачевой, у которой партия Амнерис считалась коронной. Олеся Петрова пленила мягкостью своего тембра, его «кошачьей» составляющей в арии Далилы Mon сoeur из «Самсона и Далилы» Сен-Санса. Ирина Морева, уроженка Магнитогорска, поразила могучим голосом, столь редким в наши дни. Сочетание силы, пластичности и музыкальности позволяло ей создавать портреты большого фрескового стиля – Тоски, Лизы, Аиды. Дуэт Моревой и Петровой, напомнивших о великом оперном ХХ веке, стал состязанием двух соперниц. Можно помечтать о том, что когда-нибудь они обе сойдутся в этих партиях не на концертной, а на большой оперной сцене.
Концерт проходил в рамках масштабного турне по городам России. Концерты уже состоялись в Москве на сцене Концертного зала им. Чайковского и во Владивостоке в Приморском театре оперы и балета. 30 мая в Иркутске молодые певцы примут участие в исполнении оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» в рамках фестиваля «Дыхание Байкала».