+7 (495) 637 77 03

+7 (495) 637 75 96

EN

Пресса


Газета НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГЪ

Держава Галины Вишневской

Людмила Лаврова

29 декабря 2011

85-летний юбилей знаменитой певицы Галины Павловны Вишневской, ныне проживающей в Москве, отмечался в Петербурге в Эрмитажном театре спектаклем Центра оперного пения Галины Вишневской «Борис Годунов».

Роскошные пригласительные билеты, на которых было напечатано, что Галина Вишневская и Михаил Пиотровский приглашают на юбилейное торжество, уже сами по себе создавали предвкушение праздника. А развернутая в фойе Эрмитажного театра выставка, посвященная творчеству Галины Вишневской, словно проводила зрителей по жизненному пути Певицы, давая понять, как непросто досталось Галине Павловне её всемирное признание, сколько вложено в него труда и упорства, и как в полной мере она заслуживает то, что имеет сегодня.

Попасть в зал Эрмитажного театра, миновав выставку, было невозможно, но к этому никто из гостей и зрителей и не стремился. Наоборот, многие внимательно рассматривали представленные на выставке фотографии. Поэтому, когда сама Галина Вишневская в строгом, торжественном платье появилась в зале, публика устроила ей стоячую овацию – за то, что она была и есть в искусстве и в наших жизнях.

Для празднования юбилея в Петербурге Галина Павловна выбрала оперу Модеста Мусоргского «Борис Годунов» — новую постановку своего Оперного центра (дирижер-постановщик Гинтарас Ринкявичус, режиссер-постановщик Иван Поповски, художник-постановщик Валерий Левенталь). Эта работа, которую творческий коллектив Центра посвятил юбилею своего художественного руководителя, ориентирована на первую редакцию оперы, поразившую современников Мусоргского смелостью и новаторством. По словам Галины Вишневской, «Бориса Годунова» нельзя сопоставить ни с одной оперой мира, ее отличает невероятная духовная глубина. Эта работа даст молодым певцам опору для дальнейшего творчества, которая поможет им петь в самых сложных операх, откроет перед ними совершенно безграничные актерские и певческие возможности».

Одно только то, что такая масштабная опера ставится не на огромной, а на маленькой сцене – как Оперного центра Вишневской, так и Эрмитажного театра, само по себе требует незаурядного таланта постановщиков. К радости зрителей, постановочная команда «Бориса Годунова» показала высший класс. Главным оформительским элементом стал крест с иконами, размещенный в центре сцены. Дверцы, на которых были изображены иконы, открывались, закрывались, распахивались на разных уровнях, создавая историческое и психологическое пространство действия, как для главных героев, так и для хористов. Другим ключевым элементом декораций стал, говоря современным языком, многофункциональный настил на авансцене, который превращался то в улицу, то в ступени, то в мостик. И опять всё было очень художественно и органично.

Восхитили и солисты, особенно Алексей Тихомиров (Борис Годунов), Станислав Мостовой (Юродивый), Евгений Плеханов (Варлаам) и Савва Тихонов (Мисаил), причем, не только высокого уровня вокалом, но и сильной драматической игрой, которую всё реже и реже можно встретить на оперных сценах мира.

Культуру певческой дикции, которой отлично владела Галина Вишневская, она тоже воспитала в своих питомцах, что особенно ценно, поскольку четкая дикция в оперных спектаклях утрачивается так же стремительно, как и актерская игра. Поэтому пение солистов и хора, в том числе, детского, в котором почти каждое слово ясно слышно, оказалось редким бальзамом на души слушателей и, несомненно, значительно усилило художественное впечатление от и так превосходного спектакля.

Очень артистично и с большим подъемом дирижировал участвовавшим в спектакле оркестром Мариинского театра Гинтарас Ринкявичус.

Принимая поздравления и восторги по окончании спектакля, Галина Павловна сказала о молодых артистах: «Они так хорошо играют и поют, потому что много работают». И это замечательное качество великая артистка сумела передать ученикам своей творческой школы. Виват Вишневская, «сильна твоя держава»!