+7 (495) 637 77 03

+7 (495) 637 75 96

EN

Пресса


Ópera Actual

Московская оперная студия

Франко Сода

1 июля 2010

РАСПОЛОЖЕННЫЙ В СТОЛИЦЕ РОССИИ ВЫСОКОКЛАССНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ ПОЛНОСТЬЮ СЛОЖИВШИХСЯ АРТИСТОВ, ПОД РУКОВОДСТВОМ ГАЛИНЫ ВИШНЕВСКОЙ. ВЫСОЧАЙШЕЕ КАЧЕСТВО И ПРАКТИКА ВЫСТУПЛЕНИЙ НА СЦЕНЕ – ВОТ ПРИНЦИПЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ЦЕНТРА.

Сопрано Галина Вишневская, «гран дива» из России, известная в своей стране как «русская Каллас», по окончании активной оперной карьеры приняла решение, наравне со многими другими великими оперными артистами, посвятить себя работе с молодыми исполнителями, чтобы передать им свой опыт и «ноу хау», приобретенные за долгие годы сценических баталий, – а в случае Галины Вишневской речь идет об опыте не только оперной артистки, но и режиссера, — чтобы сохранить особенности русской оперной школы.
В сентябре 2002 года в Москве открылся Оперный Центр – полностью государственное учреждение, высококлассный центр повышения квалификации оперных исполнителей, не только граждан России, но и иностранных граждан, закончивших консерваторию и уже имеющих опыт выступлений на сцене, полученный на последнем курсе обучения. Задача Центра – обеспечение перехода от обучения в консерватории к профессиональной деятельности. Для этого Центр предлагает обширную обучающую программу: от танца и сценической речи до сценического движения и иностранных языков.
В преподавательский состав Центра входят преподаватели вокала, дирижеры, музыканты, режиссеры и преподаватели языков. Речь идет о комплексной подготовке, в результате которой по окончании обучения из Центра выходит полностью сформированный артист. Теория без практики бесполезна; именно поэтому во время обучения к каждому студенту применяется индивидуальный подход, и с каждым из учащихся разучиваются три-четыре главные роли.
Еще один элемент, характеризующий образование, полученное в Оперном Центре, — обязательное участие в постановках Центра под неустанным контролем Галины Вишневской – вдовы знаменитого виолончелиста Мстислава Ростроповича, которая внимательно следит за тем, чтобы обучение отвечало индивидуальным особеннстям каждого учащегося.
Центром были организованы мастер-классы со знаменитыми режиссерами и дирижерами, такими, как Зубин Мета, Борис Покровский, Петер Штайн, Паата Бурчуладзе, Тереза Берганца, Деннис О’Нилл, Томас Хэмпсон и Майкл Элиасен. В свое время мастер-классы давал и маэстро Ростропович. Элисо Майсурадзе, заместитель директора Центра, сообщила «ÓPERA ACTUAL», что отбор студентов «осуществляется на конкурсной основе и проводится в июне. Продолжительность курса обучения – 2 года, но в тех случаях, когда Галина Вишневская решает, что студенту не хватает таланта, студента отчисляют по прошествии трех месяцев. Самые одаренные имеют возможность обучаться в Центре на протяжении трех лет. Курс обучения предусматривает подготовку нескольких русских и иностранных оперных партий, которые исполняются в небольшом театре Центра. С этой целью Центр работает с приглашенными режиссерами. Проводятся мастер-классы с маэстро Мути, Мета, Штайном и знаменитыми оперными артистами. К настоящему моменту в Центре были осуществлены постановки 8 опер: «Руслан и Людмила» Глинки, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Фауст» Гуно, «Риголетто» Верди, почти забытая комическая опера «Вампука» Эренбурга, «Иоланта» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Кармен» Бизе, а также многочисленные концерты. Деятельность Оперного Центра включает многочисленные гастроли с оперными постановками и тематическими концертами (Рахманинов, Прокофьев, Бриттен).
Центр расположен в изящном белом особняке в неоклассическом стиле, фасад которого напоминает древнегреческий палладиум, и располагает небольшим, но при этом великолепным залом на 318 мест. Именно эта особенность – возможность петь в спектаклях, поставленных самим Центром, – отличает его от других учебных заведений, таких, как школа при Большом театре и Академия Ла Скала, в которых только лучшим ученикам дается возможность выступать на сцене, и максимум, на который они могут рассчитывать, — это второстепенные роли. В отличие от них, в Центре оперного пения каждый студент обязан выходить на сцену с самого начала обучения. Ведь, безусловно, именно этот опыт необходим молодым исполнителям в первую очередь.
Центр выезжал на гастроли в Мексику, Македонию, Италию. В 2011 его ученики примут участие в Фестивале в Венгрии, после этого переместятся в Германию, прежде всего в Берлин и Бонн, в сентябре — октябре, с «Иолантой» и «Онегиным». «Многие исполнители, получившие диплом нашего Центра — продолжает Элисо Майсурадзе, — регулярно выступают в Большом театре, в театре Станиславского и Немировича-Данченко, Санкт-Петербурге и по всей России, а также за рубежом – во Франции, Швейцарии, Италии. Несколько артистов имеют контракты с Риккардо Мути, другие были приглашены в театры Мексики, Македонии, Азербайджана, выступали с Мстиславом Ростроповичем в Италии и Германии». В настоящий момент в Центре обучаются 40 студентов, четверо из которых не являются гражданами России, не считая группу русскоговорящих студентов из бывших республик Советского Союза – Украины, Азербайджана и Грузии. Ограничения по приему иностранных студентов обусловлены отсутствием условий для их размещения, но эту проблему предполагается решить в ближайшие несколько лет. В настоящий момент попечители Центра оперного пения обеспечивают обучение в Центре только четырех иностранных студентов, которые должны платить от 7 до 8 тысяч долларов в год. Расходы на обучение 25 лучших студентов с ограниченными финансовыми возможностями полностью берет на себя Центр. Стоимость обучения для русских студентов составляет около 300 долларов в месяц.
Как ни удивительно, иностранные студенты заинтересованы прежде всего в разучивании партий из русских опер, тогда как русские учащиеся предпочитают итальянский репертуар. Можно сказать, что в Центре уже начинают складываться свои традиции. Среди учеников Центра, завоевавших известность, Элисо Майсурадзе называет баритона Эльчина Азизова, который на сегодняшний день является солистом Большого театра, и сопрано Ирину Окнину, работающую в Бонне.
Государство предоставляет в распоряжение Центра гарантированную сумму в размере около 50 000 долларов в год. К этой сумме добавляется взнос правительства Москвы и меценатов, которые помогают оплачивать расходы на проживание учащихся и вносят свой вклад в премиальный фонд Конкурса оперного пения, организованного Галиной Вишневской, который также проводится под эгидой Министерства культуры Российской Федерации.
В первый раз конкурс, проходящий раз в 2 года, состоялся 4 года назад. Конкурс проводится в три этапа; в жюри заседают знаменитые представители мира оперы из разных стран мира. В последний раз в конкурсе приняли участие около 500 участников; его победители заключили контракты с ведущими театрами мира.