Подводя итоги культурного года, можно с уверенностью сказать, что одним из его кульминационных моментов стало празднование юбилея легендарной Галины Вишневской. Пожалуй, нет числа врученных ей наград, премий и почетных званий. Однако сама Примадонна подчеркивает, что главное для нее сейчас — это успехи ее учеников – солистов Центра оперного пения. Причем успехам этим аплодирует публика не только московская, за четыре года успевшая полюбить этот маленький нарядный театр на Остоженке, но и далекая от столичных орбит.
Изначально планировалось, что торжество будет проходить в Большом театре, но Вишневская выступила резко против новой версии «Евгения Онегина» Чайковского в Большом, премьера которой состоялась в прошлом месяце. В письме правительственной газете «Российская газета» она написала: «Я не желаю принимать участие в этом публичном осквернении нашей национальной святыни» — и поклялась, что ноги ее больше не будет в Большом театре.
В ответ на это Большой заполнил освободившееся после отмены Гала-концерта время еще одним представлением «Евгения Онегина» и назначил дополнительный спектакль на следующий день. Планировалось, что «Онегин» в постановке молодого режиссера Дмитрия Чернякова не будет повторно исполняться до декабря.
Однако дух Большого, где Вишневская дебютировала в 1952 и где прошли блестящие года ее творчества, очень хорошо чувствовался на Гала-концерте. На заднем плане сцены возвышалась точная копия царской ложи Большого театра. Сама Вишневская была на сцене, наблюдая за происходящим с высоты красного бархатного кресла, помещенного на платформе, подозрительно напоминающего трон. (За зрелищность вечера отвечал Дмитрий Бертман из московской «Геликон оперы».) Два ливрейных лакея были в ее распоряжении, которые собирали многочисленные букеты, преподносимые Вишневской, и складывали их на богато украшенный приставной столик. Президент Владимир Путин прислал поздравительную телеграмму, а мэр Москвы Юрий Лужков преподнес подарок лично. Во времена, когда «Метрополитен опера» не признает прощальных концертов, русские не бояться идеализировать своих культурных героев.
В музыкальном отношении вечер не был исключительно оперный. Скрипач Максим Венгеров бесподобно исполнил три «конфетки», включая «Венгерский танец» Брамса, приправленный техническими изысками. Светлана Захарова из балетной труппы Большого театра танцевала «Лебедя» Сен-Санса, несравненно прекрасное произведение, практически целиком исполняемое на кончиках пальцев, а па-де-де из «Раймонды» Глазунова было исполнено двумя другими танцорами из Большого, Марией Аллаш и Николаем Цискаридзе.
Большой театр также был представлен классическими кадрами, запечатлевшими Вишневскую в «Мадам Баттерфляй», — страстное прощание с юностью, а также кадрами из «Войны и мира» Прокофьева (эпохальная постановка 1959 года) и «Укрощением строптивой» Шебалина.
Среди певцов, выступавших вживую, были два тенора-члены жюри конкурса Вишневской Деннис О’Нилл исполнил пронизывающую арию «Lammento di Federico» из «L’Arlesiana» Чилеа, а Бадри Майсурадзе – «Vesti la giuba» из оперы «Паяцы». Меццо-сопрано Лариса Дядькова (в дуэте с Майсурадзе) была сильна в сцене Амнерис из четвертого акта «Аиды», хотя два проблемных си-бемоля подпортили ее усилия. Владимир Чернов в дружелюбной форме исполнил «Largo al factorum» («Севильский цирюльник»). Сейджи Озава неожиданно появился в «Полонезе» из «Евгения Онегина», а в остальное время дирижер Большого театра Павел Сорокин возглавлял Светлановский оркестр. Кульминацией вечера стала «Застольная» из «Травиаты», в которой О’Нилл и Майсурадзе разделяли обязанности тенора, а 80 сопрано – одно на каждую свечу ко дню рождения – исполняли партию Виолетты.
Супруг Вишневской, Мстислав Ростропович, в недавнем времени отменивший выступления в Вашингтоне с Национальной симфонией, но принимавший участие в конкурсе вокалистов в качестве члена жюри, не присутствовал на Гала-концерте. По некоторым данным, в тот день он отправился в Париж на лечение.
С момента падения Советского Союза (пара была вынуждена покинуть Россию в 1974 году) вклад Вишневской в музыкальную жизнь России заключается в создании Центра оперного пения, носящего ее имя, который открылся в Москве в 2002 году. Конкурс оперных артистов Галины Вишневской – логический результат деятельности Центра.
Премии были вручены во вторник в Московском международном доме музыки. Первое место занял 27-летний бас россиянин Алексей Тихомиров из Казани, а второе поделили московский тенор Алексей Кудря и сопрано из С.-Петербурга Олеся Петрова. После церемонии награждения вечер продолжился концертом семи лауреатов.
Вишневская надеется, что конкурс займет надлежащее ему место в музыкальной среде, и в нем будут принимать участие молодые певцы, которые уже начали свою карьеру, поэтому в названии конкурса содержит словосочетание «оперные артисты». Тихомиров, например, будучи студентом пятого курса Казанской консерватории, уже в списках артистов московской «Геликон Оперы» и один из четырех Борисов в новой постановке «Геликон Оперы» — «Борисе Годунове».
Его исполнения арии короля Филипа «Ella giammmai m’amor» из «Дона Карлоса» Верди и арии Мефистофеля «Le veau d’or» из «Фауста» Гуно раскрывают красивое богатство и широкий диапазон голоса, но не наличие, которого можно было ожидать, хотя вина за это частично ложится на проблемную акустику четырехлетнего Дома музыки. Отзывы о его исполнении партии Бориса в «Геликоне» указывают на певца с большими обещаниями, чем впечатление, вызванное его выступлением здесь.
Любимцем публики стал Кудря, чей тенор соответствует лирическому образцу Ивана Козлова и Сергея Лемешева, но содержит в себе положительный элемент живости. Его исполнение арии Ленского из «Евгения Онегина» было гладким и выразительным, а также он совершил подвиг, аккомпанируя своему изящному исполнению арии «Wie stark ist nicht dein Zauberton» из «Волшебной флейты» на флейте, что совершенно не испортило его взаимопонимание с публикой.
По моему мнению, Анна Викторова, певица из Московского театра им. Станиславского и одна из четырех лауреатов третьей степени, исполнявшая арии Мусоргского и Сен-Санса, оставила далеко позади Олесю Петрову, занявшую второе место, чье меццо-сопрано хоть и имело мелодичную яркость, но звучало ограниченно в прохладном исполнении арии Принцессы из оперы «Адриана Лекуврер» Чилеа.
В первом туре конкурса участники представляли видео записи своих выступлений, и 35 из них были приглашены в Москву для участия во втором туре. Хотя конкурс был заявлен как международный, большинство конкурсантов были русские или же представителями стран бывшего Советского блока, а все семь победителей были из России. Я слышал только часть второго тура (но не финал) и был удивлен, что Динара Алиева, лирическая сопрано из Азербайджана с теплым, полным голосом не вошла в число победителей.
Следующим в очереди конкурсов вокалистов стоит Конкурс Мариинского театра им. Римского-Корсакого, который пройдет в конце ноября.