В ММДМ прошел концерт лауреатов I Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской
Есть такой парадокс в современной опере. Чтобы певцу получить хорошую сцену, необходимо громкое имя. А чтобы его обрести, нужна сцена… Вот так и попадают таланты в капкан собственной безвестности. Галина Вишневская понимает это как никто другой. Поэтому ее усилиями в столице появился международный конкурс оперных артистов — возможность для молодого таланта показать себя миру. Благосклонное внимание к этой затее проявили Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Комитет по культуре города Москвы. Однако плечо власти предержащей в таком деле вещь хоть и необходимая, но недостаточная. Главное — создать площадку, где певец сможет взять старт. Она должна притягивать взоры музыкальной элиты и взыскательной публики, а для этого нужно представительное жюри, безупречное судейство и, конечно, достойный уровень участников. Гамбургский счет, как-никак… Все три условия удалось выполнить. А потому добраться до финала конкурсантам было непросто, но зато те, кому это удалось, имеют шансы стать мировыми знаменитостями.
Первую премию — 450 000 рублей и звание лауреата завоевал бас Алексей Тихомиров (Россия). Лауреатами второй премии (210 000 рублей) стали россияне Алексей Кудря (тенор) и Олеся Петрова (меццо-сопрано). Третью премию и приз по 150 000 рублей поделили российские же певцы Николай Анисимов и Сергей Гордеев (оба баритоны), а также меццо-сопрано Анна Викторова и сопрано Наталья Дмитриевская.
На заключительном концерте 24 октября лауреаты старались так, словно это был решающий тур. Даже законченный флегматик, оказавшись в зале, не мог не поиграть в игру «Если бы членом жюри был я». Однако муки у господ судей при таком составе участников — поистине адские. Можно сказать, муки творчества. Почти как у композитора над партитурой. Кому отдать предпочтение? Ослепительно красивому меццо Олеси Петровой в партиях принцессы де Буйон («Андриенна Лекуврер») и каватины Кончаковны («Князь Игорь»)? Виртуозному тенору Алексею Кудре в арии Ленского? Артистичной Анне Викторовой, которая представала то Марфой, то Далилой?
О первом лауреате разговор особый. Пение Алексея Тихомирова вызвало в зале восхищенно-шутливый шепоток: «Шаляпин!» Но в каждой шутке есть только доля шутки. Как и Федор Иванович, Алексей родом из Казани. Затертые пластинки с голосом великого певца он еще в детстве выучил наизусть. В манере пения и подаче это чувствуется. Да и репертуар вполне шаляпинский — один только Мефистофель из «Фауста» Гуно чего стоил. Алексей исполнил партию Князя мира сего превосходно. Мощь, лукавство и потусторонность — все в одном. В воздухе после его пения явственно запахло серой. Как все выпускники Центра оперного пения Галины Вишневской, он знает, что значит создавать образ на сцене. Печально известная фраза Готшеда — «Направляясь в оперу, возьмите с собой только уши, а мозги оставьте дома» — это точно не о его исполнении. Да и вообще ученики Галины Павловны при всей их филигранной технике не из тех, кто исповедует «спортивный» подход к пению и откашливается перед партиями. А потому их присутствие среди лауреатов более чем закономерно.