+7 (495) 637 77 03

+7 (495) 637 75 96

EN

Пресса


Старая, старая сказка

Марина ЗАЙОНЦ

6 марта 2006

В Центре оперного пения Галины Вишневской сыграли премьеру «Иоланты» Петра Чайковского

Центр Галины Вишневской — театр учебный, скорыми сроками не обремененный. Работу над «Иолантой» там начали год назад, когда был набран новый курс обучающихся оперному пению. Впервые пригласили постановщика из Санкт-Петербурга — Александра Петрова, хорошо известного в оперных кругах создателя и руководителя музыкального театра «Зазеркалье». Анонсируя премьеру, Петров подчеркивал: «Новация нашего спектакля заключается в том, что мы ставим так, как написано». А написана дивная сказка (на поэтический сюжет Герца «Дочь короля Рене») о слепой девушке, чудесным образом прозревшей от любви, сказка, насыщенная такой божественной, нежной и печальной музыкой Чайковского, что, кажется, от одного только звука рука сама собой тянется к носовому платку. Так, в сущности, и поставлено — нежно и трепетно, чуть старомодно, но при этом удивительно адекватно по отношению к партитуре.

И это по нашим временам, конечно, удивительно. Сейчас не просто модно все перекраивать, актуализация оперы считается обязательным, необходимым шагом вперед, к новым неведомым высотам. Вот и тут легко себе представить, что бедная Иоланта ослепла, к примеру, на чеченской войне, а рыцарь Водемон вместе с Робертом, герцогом Бургундским, — ветераны-афганцы. Соблазну этому Петров, как уже было сказано, не поддался, он представил публике сказку. Рисованный задник, маленький, какой-то кукольный старинный замок (сценография Аллы Коженковой), наивные маски на слугах просцениума. Можно сказать — старомодно. Но кто сказал, что это плохо? Мир этого спектакля как-то по-детски уютен, красив и гармоничен, а самое главное — он не только не противоречит музыке, он ее верно аранжирует.

Музыкальным руководителем и дирижером приглашен, опять-таки из Питера, Павел Бубельников. В Центре Вишневской он тоже впервые, и надо сказать, что смена дирижера оказалась более чем удачной. Бубельников поразительно тонко (и здесь хочется сказать — нежно) ведет солистов, ничуть не заботясь о личном самовыражении. Он занят другим. Каждая партия отделана филигранно, мало того, что всех слышно, слышно, что голоса едва ли не у всех — красивые. В этой «Иоланте» не только хорошо поют, здесь пение осмысленное, психологически оправданное. Наверняка Галина Павловна Вишневская работала над этим со своими учениками и достигла многого. Ее певцы не становятся в позы, чтобы поэффектнее исполнить партию, они здесь прежде всего верно существуют по отношению к музыке и сюжету, удивительно деликатно и психологически точно. Это и уже более опытные Алексей Тихомиров (Рене), Георгий Проценко (Водемон), Игорь Горностаев (Эбн-Хакиа), Мария Пахарь (Иоланта), и только в этом году поступивший Сергей Плюснин (Роберт), сорвавший бурные аплодисменты после абсолютно шлягерной (ведь и в опере есть свои шлягеры) арии «Кто может сравниться с Матильдой моей». Никто не наигрывает, не рвет страсти в клочья. Старинная рыцарская легенда, наивная и нереальная, наполнена у Петрова с Бубельниковым печалью и светом, здесь не надрывают душу, но заставляют ее сладостно замирать. Рисунок спектакля изящен, тонок и невероятно трогателен. Так трогателен, что уже не только публика, но и строгие рецензенты в какие-то моменты к платкам тянутся. Скажите мне, разве это не актуально?