Первый выпуск Центра оперного пения сдал «Фауста»
В Центре оперного пения Галины Вишневской состоялся показ первого выпуска студентов. Молодые певцы поставили оперу Шарля Гуно «Фауст». В зрительном зале за них переживала ВАРВАРА ТУРОВА.
Созданный два года назад, с пафосом открытый Галиной Вишневской и Юрием Лужковым Центр оперного пения — единственный в своем роде. За два года петь не научишь, но это и не было целью — все отобранные Галиной Вишневской певцы и певицы в той или иной степени устраивали ее степенью своей чисто технической подготовки. Вокалистов на специальных прослушиваниях выбирает Галина Вишневская, и на протяжении двух лет ими, помимо Галины Павловны, занимаются педагога актерского мастерства, сценической речи, движения, танца, итальянского, французского и немецкого языков. Практически то же самое есть, к примеру, на факультете музыкального театра Российской академии театрального искусства (РАТИ), но уровень музыкальной подготовки там ниже среднего. А в музыкальных вузах консерватории и РАМ имени Гнесиных, где хорошая вокальная школа, наоборот, нет актерских уроков, необходимых певцу для работы в оперных театрах.
Нежелая искать легких путей, в качестве дипломного спектакля выбрали «Фауста» — оперу-хит, в которой известен каждый, даже самый маленький мотив, а потому одну из самых рисковых. В каком-то смысле ученики превзошли учителей. Их старания и степень отдачи во много раз превосходили уровень, к примеру, режиссерской работы. Режиссер спектакля Николай Андросов и художник Алла Коженкова, видимо, не захотели добавлять студентам проблем и решили спектакль, что называется, традиционно. На сцене установили четыре двери в готическом стиле (действие оперы происходит в Германии XVI века) и минимальные декорации. То резной столик с пыльными книгами, над которыми чахнет Доктор Фауст в начале, то маленький садовый фонтан (у дома Маргариты). Все бы ничего, если бы в этом каком-то чудовищно пыльном антураже певцов не заставили бы еще и вести себя так же пыльно — натурально заламывать руки, в отчаянии хвататься за голову и по балетному порывисто убегать со сиены.
Но стоило закрыть глаза, как становилось по-настоящему хорошо. Дивное сопрано Оксана Лесничей (Маргарита) сверкало и переливал ось во всех сложностях и высотах партии. Правда, стоило открыть глаза — становилось обидно за прекрасную молодую девушку, которую причуда режиссера заставила весь спектакль двигаться по сцене как в замедленной съемке, сомнамбулически закатив глаза. Исполнитель роли Фауста Валентин Суходолец прекрасно справился с одной из самых высоких теноровых партий. Его голос приятно и звонко разливался по залу, но вел он себя тоже странновато — истерично и неестественно. Ирина Оганесова в роли Зибеля покорила публику редким, насыщенным, теплым и по-настоящему романтическим меццо-сопрано. Но поверить, что перед тобой влюбленный юноша, было невозможно — пластика Ирины Оганесовой была исключительно женственной.
Единственный, кто вел себя по-настоящему ярко и талантливо, это исполнитель роли Мефистофеля Роман Астахов. Впрочем, ему было легче остальных. Во-первых, сама партия Мефистофеля написана так, что надо специально постараться, чтобы не выглядеть артистично. А во-вторых, Роман Астахов — единственный из всех студентов до обучения в Центре закончил не вокальный, а актерский факультет РАТИ. С другой стороны, этот факт, конечно, не мог не отразиться на вокальной стороне его исполнения. Так или иначе, премьера ясно показала — двухлетняя муштра сделала из молодых певцов прекрасный, гибкий и профессиональный материал, ждущий рук хорошего режиссера.
В жизни певца есть мало моментов, сравнимых с дипломным спектаклем. Зал, наполненный родителями, братьями, сестрами, друзьями, и конечно педагогами, реагирует на каждое движение выпускника с такой отдачей, какую потом он не встретит, пусть даже в самой звездной карьере. И когда сидишь рядом с мамой, допустим, Маргариты, подпевающей про себя все слова партии, и папой Мефистофеля, записывающим на видеокамеру дьявольские зверства сына, трудно не заразиться атмосферой абсолютного, хоть и панического, счастья. Дальше будет труд нее. После дипломных показов выпускникам центра придется держать еще один экзамен. На гала-концерт, посвященный окончанию их учебы, Галина Вишневская пригласила импресарио 17 крупнейших мировых концертных агентств.