В жизни каждой страны, каждого города есть даты, события, всегда с нетерпением ожидаемые. Если спросить об этом представителей музыкальной общественности Азербайджана, то в числе ярких творческих событий одно из ведущих мест займет Международный фестиваль Мстислава Ростроповича.
Неизменный успех этого масштабного творческого форума вполне закономерен: его посвящение величайшему музыканту современности ориентирует на исключительно высокий профессиональный уровень исполнителей, продуманные, постоянно обновляемые программные решения.
Вот и на этот раз в рамках богатой творческими событиями фестивальной недели
(17-24 мая) на ведущих столичных концертных площадках происходило много интересного, порой безоговорочно поучительного, но бывало и вызывающего неоднозначное мнение тоже.
Бесспорно одно: нам в очередной раз была предоставлена замечательная возможность стать участниками большого музыкального праздника, подготовленного и преподнесенного любителям высокого искусства Фондом Гeйдapа Aлиeва, Министерством культуры и туризма Азербайджана и Фондом культурных и гуманитарных программ М.Л. Ростроповича.
Широкий диапазон прозвучавшей на фестивале музыки и ее жанровое разнообразие, участие знаменитых исполнителей и в то же время талантливой молодежи, уникальная возможность общения, обмена мнениями – такие впечатления необходимы, прежде всего, для музыкантов-профессионалов.
Не случайно говорят: «Все познается в сравнении». Фестивальные события не проходят бесследно, они стимулируют творческую активность, когда начинаешь больше ценить то, что имеешь, или совсем наоборот – становишься более объективным в самооценке. Радует, что концерты проходили при аншлагах, публика продолжительными аплодисментами искренне благодарила музыкантов за их талант и профессионализм.
В своем приветствии фестивалю министр культуры и туризма Азербайджана Абульфас Гараев назвал фестиваль «грандиозным событием».
Участвуя в церемонии открытия фестиваля, его художественный руководитель Ольга Мстиславовна Ростропович отметила: «В мире известно множество фестивалей, посвященных моему отцу, но самый первый прошел именно в Баку через семь месяцев после его смерти… Сейчас, смотря в зал, я вижу много знакомых лиц, и это говорит о том, что у нашего фестиваля родилась собственная семья». Ольга Ростропович выразила благодарность президенту Ильxаму Aлиeву, главе Фонда Гeйдapа Aлиeва Мехрибан Aлиeвой, а также Министерству культуры и туризма за поддержку в проведении фестиваля.
«Честь открыть VIII Международный фестиваль Ростроповича предоставлена лучшим музыкантам Азербайджана – блестящему оркестру, с которым выступал мой отец», – подчеркнула Ольга Мстиславовна.
В этот вечер на сцене филармонии были азербайджанские государственные коллективы – симфонический оркестр им. Уз. Гаджибейли под управлением народного артиста Рауфа Абдуллаева, хоровая капелла и ее солисты (художественный руководитель и главный дирижер – народная артистка Гюльбаджи Иманова), а также участники Детской хоровой капеллы (руководитель – Диляра Aлиeва).
Огромный интерес вызвала концертная программа «Джаз и не только». ARS Chamberorchestra, выступивший совместно с талантливым российским виолончелистом Арсением Чубачиным, покорил слушателей смелостью тембровых решений, техническим мастерством, мелодическими изысками, «приправленными» особой страстью, бурей эмоций. Такая интерпретация придавала хорошо знакомым, широко популярным произведениям (того же Астора Пьяццолло) более яркое и глубокое содержание. Когда же появился на сцене уникальный по своему дарованию саксофонист Игорь Бутман, звуковой поток «накрыл» весь зал, создав единое пространство.
Казалось, что музыкальные композиции, исполняемые Igor Butman Quartet, вобрали в себя интонационные символы не только второй половины ХХ – начала ХХI века, но и баховского периода. В импровизационную ткань объявленных произведений органично вплетались хорошо узнаваемые коротенькие фразы, которые, едва «выглянув», тут же исчезали в изобретательных линиях, уводящих к новым находкам. Каждый музыкант этого замечательного ансамбля достоин отдельного внимания: пианист Николай Левиновски, для которого не существует границ в знании фортепианной литературы, Эдуард Зизак – виртуоз-ударник и Сергей Корчагин, у которого во время исполнения случился «инцидент» с контрабасом, на что И. Бутман отреагировал с юмором: «Впервые японский инструмент не выдержал российского напора».
В беседе с автором статьи Игорь Михайлович поделился своими впечатлениями о Баку, в котором он бывал не единожды и всегда увозил отсюда самые теплые воспоминания. «Фестиваль Мстислава Ростроповича – замечательная возможность выразить дань глубочайшего уважения личности великого музыканта, – делится он своим мнением. – Я благодарен Ольге Мстиславовне за приглашение участвовать в таком престижном музыкальном событии».
Известно, что одно из приоритетных направлений всех фестивалей М.Ростроповича – особое внимание к молодым талантам. Такая позиция близка народному артисту Азербайджана Теймуру Геокчаеву – художественному руководителю и главному дирижеру двух государственных оркестров: камерного оркестра им. Г. Гараева и молодежного симфонического. Вот и на этот раз в программу фестивального концерта он включил выступление двух талантливых молодых скрипачек – Нигяр Ибрагимовой и Азады Абдуллаевой.
Символично, что в фестивальные дни по уже сложившейся традиции в Доме-музее Леопольда и Мстислава Ростроповичей обязательно выступают юные музыканты. Исполненные здесь произведения приобретают особый смысл музыкального приношения великому музыканту и человеку. Добрая традиция молодежных концертов в музее была продолжена и в этом году: здесь прошел концерт стипендиатов Фонда Мстислава Ростроповича (Москва) и молодых азербайджанских исполнителей. Предваряя премьерное исполнение «Юморески», написанной самим Маэстро, юная виолончелистка Александра Перлова в порыве чувств сказала: «Я хочу признаться в любви к Мстиславу Леопольдовичу. С самого рождения его музыка – мое солнце!».
Высоко оценивая факт бережного отношения к памяти М. Ростроповича, Ольга Мстиславовна отметила: «Поверите, каждый год я вижу, как у известных в мире музыкантов, привыкших к славе, почету, появляются на глазах слезы от сознания, что они находятся в святой для них обители – доме, где появился на свет Мстислав Ростропович, где жила его семья. Впечатления от увиденного они увозят с собой, рассказывают о них и сохраняют в душе на всю жизнь. Я благодарна директору музея Шейле Гeйдapовой за столь трепетное отношение к памяти моего отца».
Незабываемое впечатление оставил концерт, прошедший под девизом «Восходящие звезды России». Юные музыканты – Михаил Гайдук (труба), Александра Перлова и Тимур Колодяжный (оба – виолончель), Роберт Брэм и Михаил Чумаков (скрипка), выступившие с оркестром Оперного центра Галины Вишневской, покорили слушателей своим ярким талантом.
Любимцем публики стал, конечно же, Александр Малофеев. Сложнейший третий концерт С. Прокофьева в исполнении этого тринадцатилетнего пианиста вызвал шквал аплодисментов: на «бис» он блестящее исполнил знаменитую листовскую «Кампанеллу».
Известно, что Центр оперного пения Галины Вишневской, художественным руководителем которого является Ольга Ростропович, готовит не просто вокалистов, а именно артистов оперной сцены. «Возглавлять такой центр – большая ответственность, так как это еще и учебное заведение, в котором ориентир изначально взят на самый высокий профессионализм и самое высокое искусство», – признается Ольга Мстиславовна. Сегодня в центре преподают блестящие педагоги: Маквала Касрашвили, Елена Заремба и Анатолий Лошак, которые вместе с Бадри Майсурадзе многое делают для воспитания профессиональных оперных певцов высокого класса. Важным достижением последних лет стало создание собственного оркестра центра, что позволяет осуществлять постановки уже исключительно силами Оперного центра. С успехами его студентов и недавних выпускников любители оперного искусства смогли познакомиться 21 мая – в день показа в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета оперы «Паяцы» Р. Леонкавалло.
Как отмечает сценограф и автор костюмов Андрей Климов, действие оперы разворачивается в аутентичной обстановке: все детали второго действия спектакля (костюмы, грим, движения актеров, манера исполнения и т.д.) максимально приближены к традициям комедии del`art. В целом оперный спектакль получился зрелищным, ярким. Хорошие голоса, артистичность актеров, тонкое взаимодействие вокальной и оркестровой линий способствовали успеху бакинской постановки оперы с участием солистов центра: Сергея Полякова (Канио), Нестан Мебонии (Недда), Александра Aлиeва (Тонио), Саввы Тихонова (Беппо) и Константина Бржинского (Сильвио). Дирижер – Александр Соловьев.
Два последних фестивальных концерта прошли на сцене Дворца Гeйдapа Aлиeва. Молодежный оркестр Луиджи Керубини (художественный руководитель и главный дирижер – Риккардо Мути) исполнил произведения Шуберта, Моцарта, Верди, Чайковского.
VIII Международный фестиваль Мстислава Ростроповича завершил свою работу, подарив всем нам замечательную возможность услышать много хорошей музыки в исполнении талантливых музыкантов.
Заглядывая вперед, отметим, что следующий фестиваль М. Ростроповича будет проходить в юбилейный год Галины Вишневской, а 2017-й отмечен тремя датами: юбилеем самого Маэстро, десятилетием фестиваля его имени и печальной датой – десяти лет ухода из жизни Мстислава Ростроповича, который с гордостью говорил: «Я – бакинец! Баку – моя родина, мой родной дом!». А это значит, что мы снова переведем свои часы на «фестивальное время» – время великой музыки и ее талантливых исполнителей.