+7 (495) 637 77 03

+7 (495) 637 75 96

EN

Пресса


НЕЗАВИСИМАЯ

Не только для белых

Григорий ЗАСЛАВСКИЙ

12 марта 2009

В ЮАР прошел Первый фестиваль российского искусства

В ЮАР, можно сказать, на краю земли, в первой декаде марта прошел Первый фестиваль русского искусства. Готовили его больше двух лет. Поддержанный Министерством культуры России, с нашей стороны он был организован Центром оперного пения Галины Вишневской и его директором Еленой Опорковой. Монополию держать не стали, поэтому в афишу помимо концертов учеников Вишневской вошли два гала-концерта балетных звезд, два выступления «Терем-квартета» и в последнюю минуту по не зависящим от нас обстоятельствам сорвались гастроли Провинциальных танцев Татьяны Багановой: предложенная площадка для современной хореографии не подошла. Можно долго рассказывать, как богата культурная жизнь сегодня, в какой бы дальний угол вы ни заехали (вот и культурной столицей Европы в прошлом году стал мало кому известный норвежский порт Ставангер), и все равно где-то кому-то приходится стать первопроходцем. Вроде бы в ЮАР уже есть и свои оркестры, и театры (среди ближайших премьер – «Отелло»: в стране, где строгие расовые законы отменили меньше 20 лет назад, эта пьеса, конечно, актуальна), а публики по-прежнему немного. И, радуясь тому, как заполнялся в Дурбане Плейхауз, трудно было отделаться от задней мысли: среди зрителей чернокожие наперечет, индийцы еще встречаются (они в ЮАР традиционно держат бриллиантовый рынок, продавец в ювелирном магазине в 99 случаях из 100 окажется индийцем), а в основном – белые. На афише значилось крупно: звезды Большого, хотя в сборной команде были и солисты Большого театра – Илзе Лиепа, Ян Годовский, Морихиро Ивата; Андрей Баталов – из Мариинки, Татьяна Чернобровкина – из Музыкального имени Станиславского и Немировича-Данченко, Александра Тимофеева – из Кремлевского балета. Тем не менее эта сборная оказалась на редкость слаженной, а успех имела – просто феерический. Кое-кто сожалел, что не было живого оркестра (оркестры редко выезжают в такие гастрольные поездки), но все отмечали высокое качество фонограммы: временами казалось, будто живой оркестр играет прямо в зале. Сцены из «Спящей красавицы», «Корсара» плюс сольные номера – «Болеро» и «Танго» Илзе Лиепы (в знаменитом своем «Танго» она танцует и за «себя», и за партнера, поворачиваясь то одним, то другим боком, – совершенно кабаретный номер, сделанный мастерски и вызвавший бурю восторга в зале), «Восхождение на Фудзияму» и «Самурай» Иваты. На ура, что понятно, принимали классику, аплодировать начинали после четвертого-пятого фуэте (в этом, как ни странно, особенно была хороша приехавшая из Вильнюса Микки Хаманака), а на третьем десятке в зале творилось что-то невообразимое… Но и «Метель» в хореографии покойного Дмитрия Брянцева тоже имела успех. Пожилая зрительница в вечернем платье, с вуалью, в антракте рассказала мне, что приехала специально из Йоханнесбурга (это – не ближний свет). Ее родители – из Литвы, сама она в прошлом танцевала, а сейчас восхищена русскими танцовщиками и, кстати, заметила, что разница школ чувствуется: петербургская более академичная, строгая, московская более эмоциональная. Перед началом в кассе оставалось 10 билетов, естественно, самые дорогие. У одного из последних покупателей я поинтересовался: «Дорого?» В пересчете получается 33 доллара. «Поздравляю, это дешевле, чем в Москве!» – «Знаем, знаем!» – улыбаясь, ответил он. В итоге в проходе пришлось даже ставить стулья, хотя зал – старый, построенный, судя по архитектуре фойе, англичанами в конце XIX, может, в начале ХХ века, и не маленький – 1250 мест. Параллельно в тот же вечер в Претории с большим успехом прошел второй концерт солистов Центра оперного пения Галины Вишневской и стипендиатов Фонда Ростроповича. После каждого номера – аплодировали стоя, свистели и дважды на бис в финале спели на три пары дуэт из «Травиаты». Между двумя концертами воспитанников Вишневской и стипендиатов Ростроповича вошли два выступления питерского «Терем-квартета». Музыканеты, имея солидный опыт, сами конферировали по-английски – особенно эффектно слушался подробный пересказ сюжета городского романса о маленьком ребенке курицы, который был задержан на улице, но у него при себе не оказалось документов, ну и т.д. На первый концерт солистов Галины Вишневской, открывший программу фестиваля, пришла Мими Куртси, выдающаяся певица, много лет прослужившая в Венской опере, а сейчас отдающая силы педагогике. Сама пришла и учеников своих привела. И не в обиду тем зрителям, которые купили билеты, пожалуй, самое интересное произошло после концерта (он сопровождался всеми положенными эмоциональными выплесками южноафриканской публики, то есть со свистом, криками и топотом после каждого номера) за кулисами, где сперва Оксана Лесничая а капелла исполнила алябьевского «Соловья», потом что-то глубоко африканское спели ученики Куртси, а под конец этого импровизированного третьего отделения все вместе, меняясь партнерами и подхватывая друг у друга реплики – «Застольную» из «Травиаты». Надо признать, ученики у Вишневской год от года не хуже. Не скажу, что лучше, чтобы не обидеть ее первых учеников (к примеру, Лесничая – из первого набора, но ее приглашают до сих пор в совместные выступления), но для публики открытием стала, например, меццо-сопрано Алина Шакирова (с Александром Касьяновым она спела дуэт из «Кармен»), баритон Константин Пурилкин (он пел Риголетто) и стипендиаты фонда. Дети в принципе вызывают умиление, но тут пианист Николай Хозяинов играл Шопена не просто технически совершенно, но с тем внутренним содержанием, которое обычно приходит с жизненным опытом, то есть у него уже есть то, чего многие музыканты не набирают и с годами концертной практики. Претория–Дурбан–Москва