+7 (495) 637 77 03

+7 (495) 637 75 96

EN

Пресса


РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА

Музыка для примадонны

Ирина МУРАВЬЕВА

28 марта 2016

Ольга Ростропович посвятила фестиваль Мстислава Ростроповича 90-летию Галины Вишневской

Седьмой международный фестиваль Мстислава Ростроповича открылся в Большом зале консерватории исполнением «Реквиема» Моцарта — одного из самых любимых произведений Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича. Месса прозвучала в исполнении Российского Национального оркестра и Капеллы им. А.А. Юрлова под управлением Массимо Дзанетти с участием звезд мировой оперы. О том, что предстоит услышать публике на фестивале, какие события будут посвящены 90-летию Галины Вишневской, читателям «Российской газеты» рассказала худрук фестиваля Ольга Ростропович.

Фестиваль открылся «Реквиемом», произведением символическим, «вечным», и прозвучал он в таком составе, какой сегодня можно услышать только где-нибудь в Зальцбурге: Альбина Шагимуратова, Даниэла Барчелона, Рамон Варгас, Ильдебрандо Д’Арканджело…

Ольга Ростропович: Мне очень хотелось, чтобы на 90-летие мамы прозвучал именно «Реквием». В год ее ухода мы исполняли «Реквием» Верди, на этот раз звучал «Реквием» Моцарта. Я пригласила итальянского дирижера Массимо Дзанетти, которого слышала в «Ла Скала», — замечательный музыкант, который никогда не выступал в России, и мне хотелось открыть его для нашей публики.

Из Италии на фестиваль приедет знаменитый оркестр Maggio Musicale Fiorentino с Зубином Метой, приедут и крупнейшие европейские оркестры: Лондонский филармонический, Радио Франс. Как вам удается сохранять этот элитный исполнительский уровень фестиваля?

Ольга РостроповичЭто для меня бескомпромиссная данность: если делать фестиваль с именами Ростроповича и Вишневской, то все должно быть на высочайшем уровне. Как мне всегда говорила мама: Оля, делай, как положено или не делай вообще. Ведь люди с такой любовью приходили слушать их концерты: это было всегда эмоциональным событием, после которого ощущаешь какой-то ветер вдохновения. Я помню, как девочкой слушала эти концерты, помню, что происходило тогда со мной, с моим внутренним миром. И сегодня хотелось бы, чтобы такая же атмосфера была на нашем фестивале, чтобы публика могла услышать у нас то, что ей вряд ли удастся услышать в Москве.

Однако такие проекты требуют огромных затрат. Появился ли у фестиваля круг спонсоров?

Ольга Ростропович: Нет, не появился. Нам помогает правительство Москвы, за что мы им очень благодарны. Но не секрет, что финансирование сегодня сокращается, но мы при этом получаем в рублях, а платим музыкантам в евро. К тому же мы приглашаем музыкантов на хороших условиях: платим гонорары, селим в хороших отелях. Нам важно, чтобы они говорил, что у нас блестяще все организовано, какие залы, какая замечательная страна, какие гостеприимные люди. И кризис, конечно, повлиял на наши планы. Пришлось отказаться от одного из концертов Лондонского филармонического оркестра.

В этом году концерты фестиваля пройдут в других городах, связанных с именем Галины Вишневской, — в Петербурге, в Кронштадте.

Ольга Ростропович: Да, в Петербург фестиваль Ростроповича приезжал уже не раз. В этом году к Питеру присоединился еще и Кронштадт. Здесь фестивальная эстафета перейдет к солистам Центра оперного пения. Невозможно было не включить в афишу фестиваля ее учеников, певцов из Центра оперного пения, который она создавала в 2002 году и который был смыслом ее жизни. И мы все, солисты и оркестр Центра, едем в Кронштадт — в город, где она девочкой начала заниматься музыкой, где она пережила страшные годы блокады, тушила зажигательные бомбы с такими же девочками из войск ПВО. Мама — почетный гражданин Кронштадта, и она часто приезжала сюда со своими учениками. Мы продолжаем эту традицию.

Из Италии на фестиваль приедет знаменитый оркестр Maggio Musicale Fiorentino с Зубином Метой

Что вы еще планируете представить в год 90-летия Галины Вишневской?

Ольга РостроповичУ нас будет конкурс оперных певцов Галины Вишневской, который проводится каждые два года. И в этом году мы учреждаем Оперный фестиваль имени Галины Вишневской, который пройдет в Сочи. 25 октября, в день рождения мамы, в Большом театре откроется замечательная выставка, посвященная ее творчеству, а 8 ноября планируется концерт с участием мировых звезд на Исторической сцене Большого театра.

Что представляет собой новый Оперный фестиваль Сочи?

Ольга Ростропович: Мы решили учредить Оперный фестиваль Галины Вишневской потому, что в такой огромной музыкальной стране, как Россия, до сих пор нет оперного фестиваля, как, скажем, в Европе — в Зальцбурге, в Байройте. Для создания такого рода фестиваля мы выбрали Сочи — прекрасный город с замечательными климатическими условиями, изумительной природой, где есть вся инфраструктура для того, чтобы фестиваль вызвал интерес в мире. Первый Оперный фестиваль мы планируем провести здесь в сентябре и представить в афише лучшие постановки Центра оперного пения имени Галины Вишневской — «Иоланту» и «Риголетто». В спектаклях вместе с молодыми певцами выступят приглашенные солисты с мировыми именами.

Вы открываете Оперный фестиваль в юбилейный год Галины Вишневской. А что готовил к юбилеям Галины Павловны Ростропович? Как поздравлял?

Ольга Ростропович: Об этом можно книги писать. Он готовился к этому заранее, и у него все приобретало невероятно романтические формы. Маму он не то что баловал: он просто единожды поставил ее на пьедестал, и с тех пор она с него не сходила. Мама для него была воплощением красоты, его идеал в настоящем смысле этого слова. Им всю жизнь было друг с другом интересно. Они каждый день разговаривали часами, хотя бы по телефону. И оба они прекрасно знали, чтобы ни случилось, они друг у друга — тыл на всю жизнь. Чтобы ни произошло, это самый близкий, самый родной твой человек, твоя стена. А это важно в жизни знать, что у тебя есть такой человек, который тебя не обманет. Это и есть любовь. Любовь в идеальном смысле этого слова.