+7 (495) 637 77 03

+7 (495) 637 75 96

EN

Пресса


Газета ПЛАТАНОВАЯ АЛЛЕЯ

«Кармен» навсегда!

19 июня 2015

Центр оперного пения Галины Вишневской впервые в Сочи!

Большим культурным событием для летней столицы стали двухдневные гастроли Центра оперного пения Галины Вишневской, состоявшиеся с большим успехом 1 и 2 июня в Зимнем театре.
Открытие Центра оперного пения Галины Вишневской в 2002 году в Москве можно по праву считать уникальным событием в истории оперного искусства современной России. В Центре проходят стажировку певцы с профессиональным музыкальным образованием из России и других стран; с ними работают лучшие профессора вокального искусства, дирижёры, режиссёры, преподаватели сценического движения и танцы, актёрского мастерства, иностранных языков. Свой богатейший опыт на ежедневных занятиях передавала своим ученикам основатель и художественный руководитель Центра Галина Павловна Вишневская. За эти годы в Центре Галины Вишневской были осуществлены одиннадцать оперных постановок, прошли многочисленные концерты, получившие высокую оценку публики и музыкальных критиков. Сочи может гордиться тем, что в нашем городе живёт и работает единственная в нашем городе выпускница Центра оперного пения Галины Вишневской, ведущая солистка Сочинской филармонии, Лауреат Международных и Всероссийских конкурсов Ольга Коржова (сопрано).

Высокий профессионализм, прекрасная школа, искреннее желание молодых талантливых певцов покорить сердца сочинцев и гостей курорта — всё это оставит свой яркий след в летописи сочинской культуры. Надо признаться, что в ряду легендарных театров (Большой театр, Малый театр, Московский государственный театр оперы и балета им. К.С.Станиславского, МХАТ, Театр им. Маяковского, театр им.Моссовета), которые выступали на сцене Зимнего театра, Центр оперного пения Галины Вишневской займёт своё неповторимое место. Театры с оперными постановками не так часто радуют сочинцев своим творчеством. Но, судя по восторженной реакции зала на оперу «Кармен», это не значит, что такой вид сценического искусства в Сочи не востребован. Напротив, зрителю действительно не хватает таких добротных и качественных постановок, интерес к ним – только возрастает.

Опера «Кармен» — источник непреходящего эстетического наслаждения, последнее создание французского композитора Жоржа Бизе, основанное на сюжете одноимённой новеллы Проспера Мериме.

История «Кармен» — не только история о ревности. Кажется, что это история о том, насколько опасно быть Кармен, неукротимой, своенравной женщиной, бесстрашно играющей с мужскими сердцами. Каждый режиссёр представляет чарующую цыганку по-своему, заново раскрывая эту бессмертную историю. И, если премьерная постановка ультрасовременного спектакля, вобравшая в себя элементы оперы, балета и театрального действа, «Фантастическая Кармен», которую мы увидели этой зимой на VIII Зимнем Международном фестивале искусств под руководством Юрия Башмета, показала глубокий трагизм и психологические тонкости, раскрывающие самую суть болезненного чувства ревности, концентрируясь исключительно на личности Хозе, то в классической постановке «Кармен» Центра оперного пения Галины Вишневской всё встаёт на свои места – и в центре внимания – неповторимая героиня. Покорительница сердец затеяла опасную «игру», не взирая на чувства Хозе и его невесты Микаэлы, на чувство долга сержанта, в конечном счёте, на его честь и будущее.

Кармен в исполнении блестящей певицы Центра оперного пения Галины Вишневской, солистки-стажера оперной труппы Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Натальи Зиминой, словно «опасный мёд»: очаровательна, эффектна, непредсказуема и вероломна. Талант студентки Натальи Зиминой, её универсальное меццо-сопрано, потрясающая актёрская палитра эмоций – стали во главе угла всего спектакля.

Особой благодарности достойна игра тенора Руслана Юдина, который покорил своим голосом, смог достоверно и на высшем уровне исполнить центральную роль Дона Хозе. Работа Руслана Юдина – добросовестная, прочувствованная, не говоря уже о безупречном исполнении сложной, ведущей партии. Актёру на сцене — веришь, сопереживаешь, представляешь, что чувствует его герой. Герои Натальи Зиминой и Руслана Юдина стали настоящей «осью» всего действа, студенты справились с главными ролями безупречно.

Режиссёр-постановщик Иван Поповски крайне бережно подошёл к самому оперному действу и сюжету Проспера Мериме, не «перегружая» его новомодным авангардом. Динамично и самобытно смотрелись массовые сцены работниц табачной фабрики, цыганок, солдат, которые позволяли вжиться в ритм того или иного сообщества. Режиссёру мастерски удалось передать психологическое давление толпы на личность, что особенно проявилось в последней сцене. Массовое ликование, приветствие победителя, тореадора Эскамильо (Александр Алиев, баритон), происходит спиной к главному герою, потерявшему себя. Обида, поток разрушительных эмоций, чужая слава – всё это отразилось на лице бывшего сержанта Дона Хозе. Во всеобщей радости он чувствует, что его надежды обмануты. Теперь стало очевидно, почему же герой совершил роковой поступок, он не смог простить Кармен не только за предательство в любви, но и за свою не сложившуюся жизнь.

Большим подарком для зрителя стало исполнение партии невесты Хозе Микаэлы, нежной лирической роли, Евгенией Вуккерт. Удивительно, как светлый образ невесты идеально совпал с красивым сопрано актрисы и её скромной грацией.

А насколько эффектно звучал хор женских голосов, которые исполняли роли работниц табачной фабрики. Словно венок, в котором сплетались чистые сильные голоса, он обладает невероятной силой даже при том, что оказывается «в тени» главных героев, создавая фон для основного действа.

Замечательно выступили Евгений Щербаков и Александр Павлов в ролях контрабандистов Данкайро и Ремендадо. Их искренняя актёрская игра и красивые голоса, прекрасная дикция, упоение своей игрой рождают уверенность в том, что этих студентов ждёт большое актёрское будущее.

Удивительный эффект настоящего искусства – полное погружение зрителя в сказочный мир. И даже более 3 часов пения на французском языке ничуть не отгородили зрителя от происходящего действа, а напротив, заставляли прислушиваться к «языку любви» и восхищаться владением иностранным языком всех участников спектакля. Даже в мгновенных реакциях, которыми изобиловали сцены в горах у привала котрабандистов, актёры настолько вжились в роль, что фразы на неродном языке слетали у них с губ неосознанно. Честь и хвала студентам, достигнувшим такого уровня владения французским и не жалевших времени на репетиции, благодарность преподавателям-консультантам французского языка – Татьяне Грандель и Алексею Левшину за титанический труд и блестящий результат обучения.

В опере объединяются вокальное — сольное, ансамблевое, хоровое — и инструментальное, симфоническое начало. Гениальная музыка Жоржа Бизе обрушивала на нас шквал невероятных эмоций, симфонические средства существенно дополнили обрисовку сценических положений, выразили душевный мир героев, их глубочайшие переживания. Благодаря энтузиазму и внутренней силе оркестр Центра Оперного пения Галины Вишневской под руководством дирижёра Ярослава Ткаленко, музыкальный шедевр открылся перед нами с новой стороны. Оркестр играл в полную силу и в тоже время чувствовался «запас мощности» музыкантов. И воспринимается это правильно – только сотни репетиций и такой «запас» могут дать ярчайшее впечатление зрителю. Было очевидно, что роскошный музыкальный материал, исполняемый оркестром, — любимый, прочувствованный, проработанный. Всё это базируется на высоком мастерстве музыкантов, с лёгкостью исполняющих любые сложные партии. Благодаря органически связанным в едином театральном действии музыки, пению, сценическому движению, хореографии опера «Кармен» в исполнении студентов Центра оперного пения Галины Вишневской обрела большую силу художественного воздействия.

После триумфа оперы на наши вопросы ответила художественный руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской Ольга Ростропович.

— Ольга Мстиславовна, Центр оперного пения Галины Вишневской впервые гастролирует в Сочи. Насколько Вы успели познакомиться с сочинской публикой?

— Нам очень понравилась сочинская публика. Мы счастливы, что оперу «Кармен» так хорошо принял зритель. Оперное искусство – сложный жанр, который требует большой внутренней работы от своего зрителя. Поэтому мне очень приятно было видеть переполненный зал. Это значит, сочинцы хотели услышать нашу оперу. Публика знающая, потому что после знаковых арий звучали аплодисменты. Думаю, что эти гастроли — наш первый шаг на пути организации в Сочи оперного фестиваля. В городе много открытых сцен, замечательный зал, сама природа такова, что можно делать постановки и на открытых площадках. Мне бы очень хотелось провести Оперный фестиваль Галины Вишневской именно здесь, в Сочи. Будем надеяться, что нам в этом помогут, и Сочи это будет интересно также, как и нам!

— В чём заключается формула успеха Центра оперного пения Галины Вишневской?

— Безусловно, формула успеха — это качество. Поскольку у нас высокопрофессиональные постановки и замечательные преподаватели, зрители очень часто забывают, что мы не профессиональный театр, а учебный Центр. У нас замечательные ребята, студенты. Многие из них впервые выступают на сцене. Например, сегодня в Сочи впервые на сцену вышла Евгения Вуккерт, в роли Микаэлы, невесты Хозе. Поэтому мы все очень волнуемся. Центр оперного пения выступает как «фабрика оперных певцов», «поставщик» вокалистов для ведущих оперных театров России.

Наш успех в том, что мы хорошо учим, делаем постановки и подготавливаем наших студентов к насыщенной творческой жизни.

Беседовала Марина ЕРЕМИНА,
член Союза журналистов России