Концерт-посвящение «Наш Чайковский» открыл новый сезон в Центре оперного пения Галины Вишневской, художественный руководитель Ольга Ростропович
Камерно-вокальные сочинения, отрывки из опер и инструментальных произведений П.И. Чайковского прозвучали в исполнении солистов, выпускников, студентов ЦОПа. Партию фортепиано исполнили Валерий Герасимов, Георгий Мигунов.
Концерт «Наш Чайковский» в Центре оперного пения Галины Вишневской, посвященный 180-летию со дня рождения П.И. Чайковского, был выдержан в камерном ключе. Вокальные миниатюры, жемчужины романсового творчества композитора, преобладавшие в программе, располагали к интимности. Отрывки из опер и фрагмент I части Первой симфонии «Зимние грезы», исполненный в переложении в 4 руки на двух роялях, также не вышли за рамки камерности по манере исполнительской подачи. Пожалуй, ария Иоанны из оперы «Орлеанская дева», спетая Вероникой Ершовой и мощно поддержанная пианистом Валерием Герасимовым, стала крупной по динамике и внешне эмоциональной кульминацией концерта. Но все равно музыкальная суть арии только подчеркнула драматизм внутренних размышлений героини, не выбившись из концепции идеи вечера.
Убранство сцены дарило грустное очарование осени. Аллея парка, засыпанная сухой листвой, по диагонали делила сцену на две части. Как собственные отражения стояли два рояля по бокам. Скамейка с сухоцветами была реальным продолжением видео-проекций парковых пейзажей на заднике. Сценография отразилась на общем настроении вечера, скорее минорном. Но все-таки финал получился более, чем мажорным. Радостная надежда, бескрайнее счастье присутствовали в исполнении Марии Пахарь и Валерия Герасимова романса «День ли царит» на слова А. Апухтина.
Дарья Багрова в романсе «Я ли в поле да не травушка была…» на слова И. Сурикова создала настоящую драматическую сцену, выразительную по актерскому прочтению. Нарисованный ею портрет несчастной девушки был убедительно искренен. Немного не хватило ей звучания низких нот в кульминации. Глубоко драматичен был Андрей Дудин в «Соловье» на слова А. Пушкина и в «Снова, как прежде, один» на слова Д. Ратгауза. Голос звучал хорошо, интонационно уверенно.
Интересно было услышать «Колыбельную песню» на слова А. Майкова в исполнении Марии Буйносовой и Валерия Герасимова и затем переложение этого же романса для фортепиано соло С. Рахманинова в исполнении Георгия Мигунова.
Салонность романсового музицирования в концерте оттенилась использованием в некоторых номерах программы скрипки и виолончели. Так, в романсе «Забыть так скоро» на слова А. Апухтина Марию Пахарь сопровождал квартет: Анна Савкина (скрипка), Екатерина Брайшева (скрипка), Александра Перлова (виолончель), Георгий Мигунов (фортепиано).
Находясь в здании Центра оперного пения, старинном особняке на Остоженке, где все пронизано памятью великой певицы Галины Павловны Вишневской и ее мужа великого виолончелиста Мстислава Леопольдовича Ростроповича, слушать романсы Чайковского вдвойне приятно. Существовал концертный дуэт Вишневская-Ростропович, в котором виолончелист Ростропович аккомпанировал жене на рояле. Их незабываемое исполнение камерного вокального репертуара до сих пор считается эталоном. Эти традиции большого музыкантского вкуса, чувства стиля, смею утверждать, присутствовали на концерте «Наш Чайковский». Это был «их» Чайковский.