Музыкальный теплоход «Мстислав Ростропович» отправился в «Волжское турне», посвященное 90-летию великого виолончелиста. За «капитана» – дочь великого музыканта Ольга Ростропович, на борту – певцы и музыканты Центра оперного пения Галины Вишневской и стипендиаты Фонда Мстислава Ростроповича. В пяти городах Верхней Волги певцы и оркестранты дадут благотворительные концерты.

Идея турне принадлежит самому Ростроповичу и Галине Вишневской. Мстислав Леопольдович считал, что столичные артисты обязаны выступать в глубинке, а Галина Павловна мечтала о плавучем оперном театре, который «покончит с любительщиной в оперном искусстве».

Издалека долго

С момента, когда замысел возник, действительно, много волжской воды утекло. Ещё в 1973 году, накануне эмиграции, всемирно известный супружеский дуэт дал более двадцати концертов в волжских городах вместе с Ульяновским симфоническим оркестром. Далее идея сесть на теплоход и играть во всех городах, в которых пристают, росла и время от времени мелькала в интервью Ростроповича и Вишневской.

И первый музыкальный тур состоялся в 2004 году, два маэстро и их ученики прошли на теплоходе от Нижнего Новгорода до Ульяновска. Встречаясь со зрителями и журналистами, знаменитые гости много говорили о музыкальном объединении России, и Волга в самой себе несла скрепляющее начало.

Воскресшее в этом году «Волжское турне» завершится в Нижнем Новгороде. Большой оркестр, лучшие оперные певцы и педагоги Центра Галины Вишневской в минувший вторник поднялись на борт четырёхпалубного теплохода «Мстислав Ростропович» и отправились в путь. В расписании турне концерты в Череповце, Ярославле, Костроме, Плёсе и Нижнем Новгороде. Практически все выступления бесплатные, пригласительные билеты получили юные ученики музыкальных школ, ветераны труда, активные горожане. Так завещали родители, которые не хотели ставить «Волжское турне» на коммерческие рельсы.

 – К 90-летию со дня рождения папы мы решили сделать что-то большое и интересное в память о нём,  – рассказывает Ольга Ростропович, которая продолжает дело родителей, возглавляет фонд своего отца и руководит оперным центром матери. – И нам показалось, что лучшим будет повторить «Волжское турне», которые отец и мама когда-то начинали вместе. Они хотели привести музыку ближе к людям, а также показать своим молодым ученикам большую Россию. И мы хотим того же. Сейчас папы и мамы нет, но есть мы, есть теплоход, который назвал именем папы. И нам хочется верить, что мы продолжаем их путешествие.

Музыканты везут по городам и весям разнообразные программы, одинаковых концертов не будет. Тут и арии из опер Прокофьева и Рахманинова, и романсы Чайковского, и концерты Моцарта, и танго Пьяццоллы. Программы составляли так, чтобы в них звучала как узнаваемая классика, так и менее известные произведения, которые считаются сложными. Впрочем, волжская тема оставила отпечаток на афише – темы раздолья и затаённой грусти звучат практически в каждом произведении. Также они объединены тем, что многие их них входили в домашний репертуар Вишневской и Ростроповича. «Мама пела, папа аккомпанировал», – вспоминает дочь.

Никаких особых скидок «под провинцию» не делалось. «Зрители повсюду одинаковые, – уверена Ольга Ростропович. – Публика состоит из людей. А человек либо любит музыку, либо нет. И совсем не важно, где он живёт».   

Человек и теплоход

Четырёхпалубник «Мстислав Ростропович» появился на свет в Чехословакии ещё в 80-е годы, и с тех ходит исключительно по Волге. До 2011 года теплоход носил имя Михаила Калинина. В год смерти Мстислава Ростроповича теплоход, ещё будучи «Калининым», был повреждён пожаром и находился под угрозой списания, но после ремонта вышел ещё краше прежнего.

Организаторы «Волжского турне» не один год согласовывали график артистов Центра оперного пения и расписание «Мстислава Ростроповича», и в октябре 2017-го года всё совпало. Ольга Ростропович призналась, что испытала совершенно особые чувства, находясь на судне, на бортах которого будто отец расписался.

Участники турне, с которыми нам удалось поговорить, все как один признавались в том, что гастролями, самыми дальними и экзотическими, их не удивишь, но в теплоходное путешествие отправились впервые. Певец  Алексей Толстокоров, который вышел на сцену Череповца с арией Кутузова из оперы «Война и мир», рассказал о том, что собирался в «Волжское турне» практически как на военный сбор. «Говорили, что будет очень холодно, и я взял много тёплых вещей, – признался он. – Но погода пока радует, да и в каютах очень тепло и уютно, и мои свитера, вероятно, так и останутся в сумке».  

Певица Екатерина Ясинская рассказала о том, что на реке, открытой всем ветрам, простудиться не боится, но голос бережёт. «Считается, что в путешествиях по рекам голос, как ни странно,  сушится, поэтому стараемся пить побольше воды», – объяснила она. Голос певцам пригодится, ведь на сцену они выходят без микрофонов и иной подзвучки – этих спасательных кругов для вокалистов.

Надо сказать, что «Мстислав Ростропович», хотя и назван на время турне музыкальным теплоходом, не будоражит прибрежные населённые пункты оперными партиями. Участники путешествия рассказали, что на борту не репетируют, а отдыхают. Время на репетиции выделяется на берегу, а вот перевести дух на твёрдой земле удаётся не всегда. В Череповце теплоход отчалил через час после завершения концерта.

Вдохновить молодёжь

Когда в 2004 году Ростропович и Вишневская пускались в плавание, одной из целей «Волжского турне» назывался поиск самородков в глубинке. Сейчас такой цели нет, слишком уж скоротечно турне. Но, по словам Ольги Ростропович, участники турне надеются на то, что им удастся вдохновить молодёжь в регионах заниматься музыкой.

«Во всяком случае, на что-то большее, чем играть на планшете, – говорит она. – У меня два сына, и мне стоило немало сил их от этого отучить. Нет, не музыка помогла, а, скорее, строгий характер мамы. В моём детстве такой проблемы не было. Мы пришли в музыку, хотя никто нас не заставлял. У нас с сестрой просто выхода не было. С самого рождения мы слышали музыку рядом с собой. В пять лет бабушка усадила меня за рояль, и мы стали заниматься. Вовлечение произошло само собой, я выросла с этим и не представляла, что жизнь может быть другой. Когда мы подросли, нас брали на спектакли, к нам домой приходили музыканты, которые нередко начинали играть».

Что же сталось с теми первыми выпускниками Центра оперного пения, которых лично пестовала Галина Вишневская и которые 13 лет назад точно так же, со свитерами в сумках и водой в рюкзачках, прокатились по Волге на музыкальном теплоходе. Оказалось, что большинство из них украсили собой московские и зарубежные театры.

«Есть ли планы проведения турне по другим рекам?» – поинтересовался я у Ольги Ростропович. «Ой, давайте сначала с Волгой справимся, – ответила она с легким вздохом, но всё же кивнула. – Есть, конечно».